RSS Feed

Проблематика понятия «кризис профессионального развития»
Страница 1

Мы уже много раз упоминали про кризисы профессионального самоопределения, напомним, что они могут быть результатом негативного отношения к собственной профессии и себе как ее субъекту, неправильного распределения сил (когда на адаптацию человек потратил слишком много ресурсов и поэтому не смог успешно пройти этап интернала).

Рассмотрим как разные авторы понимали кризис:

Л.С.Выготский понимал под кризисом противоречие между разными линиями развития, того же мнения придерживались Б.Г.Ананьев и Д.Б.Эльконин. Л.И.Божович и А.Н.Леонтьев определяли кризис как противоречие между разными ценностями или несформированность ценностно-смысловой сферы личности. Зарубежные авторы (Д.Сьюпер, Б.Ливихуд, Г.Шихи) считали, что во взрослые периоды развития субъекта происходит смена ценностных установок, что и является кризисом развития. К.Роджерс выделял кризис существенного рассогласования «Я реального» и «Я идеального» (т.е. кризис самооценки), с ним согласны Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова, они расширяют проблему до профессии, общества, мира.

Е.А.Климов один из первых стал говорить о кризисах профессионального развития, по его мнению они основываются на противоречии трех сфер «хочу», «могу» и «надо».

Остановимся на периодизациях тех авторов, которые в системе кризисов развития упоминали проблему выбора профессии и профессионального самоопределения:

Г. Шихи, выделяет

Кризис «вырывания корней» (18-22) противоречие индивидуальность – безопасность и комфорт

«Искания в двадцать лет» (23) создать комфорт и безопасность по образцу («взаперти») – стремление экспериментировать («растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде») [20, c.57].

Н.Б.Стамбулова акцентирует внимание на юношеском кризисе карьеры (15-16 лет) кризис самоопределения, который связан с решением двух фундаментальных жизненных проблем: «Кем быть?» и «Каким быть?». С одной стороны юноша понимает всю сложность и важность задачи самоопределения, с другой – не обладает достаточным жизненным опытом, социальной зрелостью, представлением о собственных возможностях, чтобы сделать этот выбор взвешенно и обдуманно [16].

Ю.П.Поваренков выделяет кризисы поиска и выбора профессии (кризис 2ого и 4ого курсов) [13].

Э.Ф.Зеер: «Под кризисами профессионального становления мы понимаем непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменение вектора ее профессионального развития». Свою теорию он основывал на учении Л.С.Выготского о кризисах личности: «переход от одного этапа к другому порождает смену социальной ситуации, содержание ведущей деятельности, перестройку личности. Все эти изменения требуют определенного личностного напряжения; вызывают субъективные и объективные трудности и в конечном итоге могут повлечь за собой нормативные кризисы профессионального развития» [15, c.72]. Рассмотрим наиболее подробно те кризисы, которые соответствуют нашей теме:

Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14-15 до 16-17)

Факторы обусловившие: неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией, случайные судьбоносные моменты.

Способы преодоления: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки, глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении

Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении)

Факторы обусловившие: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности (с учебной на «подрабатывающую»), изменения социально-экономических условий жизни.

Страницы: 1 2


Измерение объёма кратковременной памяти
Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Для измерения объёма кратковременной памяти могут использоваться различные методики. «Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифро ...

Семья как малая группа
Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. [ ...

Бабушки и дедушки
Бабушки и дедушки навещают своих взрослых детей и внуков, причем нередко каждую неделю. В семьях, где оба родителя работают, дедушки и бабушки нередко становятся основными лицами, заботящимися о ребенке. Роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случае неполных семей. Их роль велика и в случае, когда мать вынуждена работать (та ...