RSS Feed

Проблематика понятия «кризис профессионального развития»
Страница 1

Мы уже много раз упоминали про кризисы профессионального самоопределения, напомним, что они могут быть результатом негативного отношения к собственной профессии и себе как ее субъекту, неправильного распределения сил (когда на адаптацию человек потратил слишком много ресурсов и поэтому не смог успешно пройти этап интернала).

Рассмотрим как разные авторы понимали кризис:

Л.С.Выготский понимал под кризисом противоречие между разными линиями развития, того же мнения придерживались Б.Г.Ананьев и Д.Б.Эльконин. Л.И.Божович и А.Н.Леонтьев определяли кризис как противоречие между разными ценностями или несформированность ценностно-смысловой сферы личности. Зарубежные авторы (Д.Сьюпер, Б.Ливихуд, Г.Шихи) считали, что во взрослые периоды развития субъекта происходит смена ценностных установок, что и является кризисом развития. К.Роджерс выделял кризис существенного рассогласования «Я реального» и «Я идеального» (т.е. кризис самооценки), с ним согласны Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова, они расширяют проблему до профессии, общества, мира.

Е.А.Климов один из первых стал говорить о кризисах профессионального развития, по его мнению они основываются на противоречии трех сфер «хочу», «могу» и «надо».

Остановимся на периодизациях тех авторов, которые в системе кризисов развития упоминали проблему выбора профессии и профессионального самоопределения:

Г. Шихи, выделяет

Кризис «вырывания корней» (18-22) противоречие индивидуальность – безопасность и комфорт

«Искания в двадцать лет» (23) создать комфорт и безопасность по образцу («взаперти») – стремление экспериментировать («растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде») [20, c.57].

Н.Б.Стамбулова акцентирует внимание на юношеском кризисе карьеры (15-16 лет) кризис самоопределения, который связан с решением двух фундаментальных жизненных проблем: «Кем быть?» и «Каким быть?». С одной стороны юноша понимает всю сложность и важность задачи самоопределения, с другой – не обладает достаточным жизненным опытом, социальной зрелостью, представлением о собственных возможностях, чтобы сделать этот выбор взвешенно и обдуманно [16].

Ю.П.Поваренков выделяет кризисы поиска и выбора профессии (кризис 2ого и 4ого курсов) [13].

Э.Ф.Зеер: «Под кризисами профессионального становления мы понимаем непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменение вектора ее профессионального развития». Свою теорию он основывал на учении Л.С.Выготского о кризисах личности: «переход от одного этапа к другому порождает смену социальной ситуации, содержание ведущей деятельности, перестройку личности. Все эти изменения требуют определенного личностного напряжения; вызывают субъективные и объективные трудности и в конечном итоге могут повлечь за собой нормативные кризисы профессионального развития» [15, c.72]. Рассмотрим наиболее подробно те кризисы, которые соответствуют нашей теме:

Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14-15 до 16-17)

Факторы обусловившие: неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией, случайные судьбоносные моменты.

Способы преодоления: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки, глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении

Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении)

Факторы обусловившие: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности (с учебной на «подрабатывающую»), изменения социально-экономических условий жизни.

Страницы: 1 2


Взаимосвязь форм мышления ребёнка
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышл ...

Исследование деструктивных установок в межличностных отношения
В рамках данного исследования нами было опрошено 10 испытуемых, мужчин и женщин в возрасте от 23 до 39 лет. Всем испытуемым была предложена методика "Определение интегральных форм коммуникативной агрессии (В.В. Бойко)" (Приложение 4) и входе исследования были получены данные, которые представлены в диаграммах ниже, индивидуаль ...

Импринтинг и его роль.
Импринтинг - запечетлевание. Имеет значение последствия. Существ. критические периоды, кот. может замыкаться на свою мать, особей другого вида. Существ. опред. время, в течении кот. осуществ. этот процесс. У ребенка растягивается до 2 - 3лет. Критические периоды для запечатления - периоды открытых систем. Дальше у незрелорожденных(боль ...