RSS Feed

Процедура исследования
Страница 1

Стратегический план исследования:

Нулевой этап: разделение испытуемых на две группы в зависимости от ответа на вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?» (цель – подготовка к первому этапу, первоначальное выявление испытуемых с возможным наличием личностного конфликта).

Первый этап: предъявление анкеты: анкеты существуют двух видов (см. Приложение): для испытуемых которые на вышеназванный вопрос ответили «да», анкета с открытыми вопросами и инструкцией «Представьте, что вы уже работаете в выбранной сфере…», второй тип анкеты для испытуемых, которые ответили «нет» - закрытые вопросы. Обе анкеты содержат одинаковую вторую часть, в которой необходимо расставить от 1 до 10 по привлекательные качества профессии с точки зрения самого субъекта и его субъективных суждений о позиции родителей и значимых других (цель этапа – вторичный отбор испытуемых с внутриличностным конфликтом на основе наличия переживаний, сложностей с принятием решения, серьезных расхождений между позицией испытуемого и субъективной оценкой позиции родителей).

Второй этап: проведение нестандартизированного интервью с испытуемым, у которых диагностируется внутриличностный кризис. Интервью содержит три основных блока: первый выявляет причины, по которым субъект на принял решение о выборе профессии, второй выявляет эмоциональные переживания субъекта, связанные с ситуацией выбора, третий описывает возможные стратегии разрешения конфликта для каждого индивида (цель данного этапа – окончательное подтверждение наличия конфликта, уточнение вида конфликта, выявление причин его возникновения и способов разрешения).

Характеристики выборки: Выборка состоит из 32 школьников с 9 по 11 класс, средний возраст которых составляет 16 лет (разброс от 14 до 18). Среди испытуемых 20 девушек и 12 юношей.

Небольшая численность выборки обосновывается качественными, а не количественными статистическими методами исследования. Выбор класса и возраста обоснован предметом исследования: первым этапом профессионального самоопределения. Впервые с этим человек сталкивается именно в 14-18 лет, так что по критерию возраст выборку можно считать репрезентативной. Об этом же свидетельствует распределение анкет между классами (в 9 классе из 19 анкет, 4 анкеты для тех, кто ответил «да» на вопрос «Вы уже выбрали будущую профессию?» и 15 анкет для тех, кто ответил «нет», в 10 классе эти цифры сравниваются: 4 – «да» и 6 – «нет», в 11 – 4 «да» и 2 «нет»), то есть, чем старше анкетируемые, тем большее их количество уже выбрали свою будущую профессию. С высокой долей вероятности мы можем говорить о том, что при увеличении выборки результат останется таким же.

Техники и процедуры сбора данных:

Для сбора данных мы использовали 2 метода: анкетирование и нестандартизированное интервью. Данные методы на самом деле представляют собой две модификации опроса. Если несколько углубиться в историю, они были созданы для того, чтобы формализовать метод беседы, поставить ее в один ряд с лабораторным экспериментом, иметь возможность сравнения данных.

В настоящее время эти методы широко используются в социальной психологии и социологии. Основные преимущества методов: возможность исследовать такие сложные психологические явления, как личность человека, его идеалы, представления о ценностях, установки, творческое воображение и др.

Анкетирование появилось в ходе увеличение массовости исследований. Впервые оно было применено Ф.Гальтоном, а за ним М.М.Бахтиным и С.Холлом. Метод дает возможность в сравнительно сжатые сроки опросить большое количество людей, что и было для нас решающим фактором его применения.

Мы использовали две анкеты для того, чтобы упростить процесс заполнения (в обратной ситуации пришлось бы вставлять большое количество пометок типа «если вы ответили на этот вопрос «да», перейдите на вопрос № N, что значительно усложнило бы процедуру). Анкета, которая раздавалась референтам, ответившим на вопрос «Вы уже выбрали будущую профессию?» - «да» раздавалась анкета с открытыми вопросами (см. Приложение), инструкция к анкете звучала так «Представьте, что вы уже работаете в интересующей вас сфере». Данный тип анкет мы не анализировали, в виду нехватки ресурсов, но в дальнейших исследованиях можно будет пользоваться этим материалом для более глубокого изучения внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения (например, в ситуации, когда школьник отвечает «да», но при этом остается неуверен в своем выборе или в своих силах осуществить его).

Страницы: 1 2 3


Что та­кое ли­дер и ли­дер­ст­во
Ли­дер. На этот во­прос мож­но бы­ло бы от­ве­тить во­про­сом: раз­ве глав­ные - не луч­шие? Или на­обо­рот? Ви­ди­мо, по­ли­ти­ка под­ра­зу­ме­ва­ет имен­но та­кой рас­клад. В са­мом де­ле, ме­ж­ду на­ро­дом, об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом, вла­стью все­гда су­ще­ст­во­ва­ло сво­его ро­да со­гла­ше­ние ду­мать так. Власть не­из­мен­но ...

Положительные и отрицательные психические состояния
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния. Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседнев ...

Дифференциация лидерских ролей
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: - роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи; - роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентиров ...