RSS Feed

Процедура исследования
Страница 2

Анкеты второго типа раздавались референтам, ответившим на вопрос «Вы уже выбрали будущую профессию?» - «нет». Здесь инструкция звучала так: «Пожалуйста, отметьте вариант ответа, который наиболее точно описывает вас». Анкеты была с закрытыми вопросами. Анализировались, в соответствии с нашим определением, вопросы «Кто больше всего беспокоится о предстоящем вам выборе профессии?», «Если вы испытываете беспокойство относительно ситуации выбора профессии, что вызывает у вас наибольший дискомфорт?» - данные вопросы выявляют уровень тревожности респондента, если беспокойство есть – это признак существующего конфликта. Если беспокойство связано с задержкой принятия решения («я затрудняюсь с выбором сферы деятельности», «мне сложно выбрать один из нескольких вариантов») или рассогласованиями с социальной средой («окружающие слишком «дергают» меня по поводу предстоящего выбора профессии»), мы предварительно делали заключение о наличии конфликта.

Обе анкеты содержали вторую часть, которая состояла из трех блоков. В каждом блоке были представлены факторы привлекательности профессии (Методика изучения факторов привлекательности профессии, В. А. Ядов, модификация И. Кузьминой, А. Реана). Приведем их:

профессия одна из важнейших в обществе

работа с людьми

работа требует постоянного творчества

работа не вызывает переутомления

большая зарплата

возможность самосовершенствования

работа соответствует моим способностям

работа соответствует моему характеру

небольшой рабочий день

возможность достичь социального признания

Инструкция звучала так «В этой части анкеты приводится список характеристик трудовой деятельности, которые необходимо расставить по значимости от 1 до 10 при этом на первое место вы поставите максимально значимую характеристику, а на 10, соответственно, наименее значимую.

Исходите из того, что хотите вы сами («Хочу я»), хотят ваши родители («Хотят родители») и близкие для вас люди - друзья, учителя и т.д. («Хотят близкие люди»). Постарайтесь отвечать не задумываясь».

«Хочу я», «хотят родители» и «хотят близкие люди» - это есть три блока. Цель такого разделения была посмотреть рассогласования и на их основе диагностировать «противоречивые связи с социальной средой» (из рабочего определения»). Благодаря этой части анкеты мы могли более точно отобрать людей для интервью.

Для интервью мы отобрали по два человека из каждого класса, по принципу наибольшего количества необходимых условий, напомним, это:

затягивание с принятием решения;

наличие некоторой степени тревожности;

противоречия во внутреннем мире личности;

противоречия с социальной средой.

Расскажем немного о методе: интервью – стандартизированный метод, предполагающий отсутствие активного диалога с респондентом, безоценочность экспериментатора, создание благоприятной атмосферы общения. Цель интервью – получить ответы на вопросы, связанные задачами исследования.

По степени формализации различают:

Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Мы уже не раз писали, что используем нестандартизированное интервью в нашей работе. Это необходимо для более глубокого понимания каждого индивидуального случая, создания комфортной атмосферы общения, хорошему контакту между экспериментатором и респондентом.

В общей направленности вопросов выделяются три блока:

Вопросы, направленные на выявление вида конфликта (начинаются с вопроса «Как думаешь, почему именно у тебя не получается сделать выбор?» - в примерной формулировке).

Вопросы, направленные на подтверждение того, что это действительно конфликт (начинаются с вопроса «Как ты себя чувствуешь в этой ситуации неопределенности?» - в примерной формулировке).

Вопросы, направленные на выявление индивидуальных методов разрешения личностных конфликтов (начинаются с вопроса «Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь с этим справиться?» - в примерной формулировке).

Страницы: 1 2 3


Взаимосвязь форм мышления ребёнка
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышл ...

Влияние семьи на развитие ребенка. Понятие «семья» в психологии. Семья как система
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречаю­щихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социа ...

Воля и волевые прцессы
Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии ...