Стили лидерстваСтраница 1
Традиционными для социальной психологии являются исследования стиля лидерства, начало которым было положено в США в экспериментах под руководством К. Левина. Именно тогда были выявлены и прочно укоренились в социальной психологии представления о трех возможных стилях лидерства – авторитарном, демократическом и попустительском.
Наиболее эффективен демократический стиль руководства. Тибаут и Келли указывают, что демократическое руководство характеризуется следующими особенностями:
- высокой частотой групповых действий
- сравнительно низкой зависимостью от лидера
- сравнительно малым недовольством членов группы по причинам, касающимся отношений членов и лидера.
Демократический стиль наиболее разумный и гуманный в руководстве. Лидер-демократ советуется с коллегами, заставляет их инициативно и активно работать, прислушиваться к их мнению, аргументам, ориентируется па общественное мнение, устраивает обсуждение задач группы, часть полномочий делегирует ряду членов группы, руководит коллегиально.
Несколько менее эффективным является автократический стиль лидерства. Автократический лидер устанавливает строгую организацию группы, жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности между членами группы, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, лишь незначительную часть информации, которой располагает, доводит до группы, навязывает свое мнение, признает только свои приказания. К. Левин и Р. Леппит отмечают, что авторитарное лидерство требует неукоснительного подчинения от членов группы и приводит к большой зависимости участников групповой деятельности от лидера.
Сравнивая автократичных и демократичных руководителей, возникают интересные закономерности. Под руководством автократичных лидеров коллективы отлично работают только в присутствии руководителя; сотрудники негативно воспринимают жесткий автократический стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности. Эффективность деятельности групп, возглавляемых «демократами», находится на не менее высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия как в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые руководителем демократического типа методы участия в управлении и принятия решений большинством голосов. Именно в корпоративном мире все большую силу набирает тенденция наделения властью работников нижних организационных уровней.
Г.М. Андреева предлагает различать в действиях и поведении лидера содержательную и техническую (формальную) стороны. Тогда каждый из трех стилей можно описать следующим образом:
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный стиль | |
Деловые, краткие распоряжения; Запреты без снисхождения, с угрозой; Четкий язык, не приветливый тон; Похвала и порицание субъективны; Эмоции не принимаются в расчет; Показ приемов не система; Позиция лидера – вне группы. |
Дела в группе планируются заранее (во всем объеме); Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.; Голос руководителя – решающий. |
Демократический стиль | |
Инструкции в форме предложений; Не сухая речь, а товарищеский тон; Похвала и порицания - с советами; Распоряжения и запреты – с дискуссиями; Позиция лидера – внутри группы. |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе; За реализацию предложений отвечают все; Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Попустительский стиль | |
Тон – договаривающийся; Отсутствие похвалы, порицаний; Никакого сотрудничества; Позиция лидера – не замети в стороне от группы. |
Дела в группе идут сами собой; Лидер не дает указаний; Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. |
Возможности и ограничения проективных методик.
В начале 1940-х гг. «проективное движение» набирает значительную силу. Проективные методики становятся самыми популярными в клинико-психологических исследованиях личности. Разрабатываются новые методики, число их быстро растёт. В различных обзорах, целью которых было установление того, насколько часто используются эти методики, неизменн ...
Игровые методы
Игровые методы - вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности.
В качестве исторической справки необходимо отметить, что деловые игры как форма учебного моделирования производственных ситуаций являются открытием американского менеджмента. Первая деловая игра на тему «Перестройк ...
Критические периоды для запечатлевания.
2 - 4мес. жив. должно приобретать навыки общения. Долговременный импринтинг - долгое присутствие запечатлевания. ...