Психологические «пространства» профессионального самоопределения личностиСтраница 2
«Психологическое настоящее существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание-то есть ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (то есть реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)». [13]
Прошлое, существующее как «опыт», по вертикали (в ценностно-смысловой) плоскости представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) – опытом в его традиционном понимании.
Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости – конкретным планированием своей жизни во времени, то есть жизненными и профессиональными планами. На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы самоопределения личности:
ü гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);
ü стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);
ü беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидания благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);
ü бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»);
ü негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее, ощущение безнадежности);
ü защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);
ü фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);
ü прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);
ü гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);
ü зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
ü пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);
ü бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний). [13]
Психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленными в сознании данного человека), так и объективными, общепринятыми (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Цель профессионального самоопределения в соотнесение субъективных пространств, выделяемых и желаемых самим человеком, и реально существующих пространств профессиональных выборов, которые человек поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).
4 этап (с 20 годов XX века) –
Психология как наука о механизмах функционирования психики.
Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога Ивана Петровича Павлова
, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериме ...
Психофонология и психонейминг
Психофонология
определяет особенности воздействия фонограммы слова на наше подсознание. Мы все живем в мире звуков, слов, названий (теперь еще брендов и слоганов), и их влияние на нас сильнее, чем цвет и форма. "Правильный" выбор названия в звуковом варианте воздействия вызовет у слушателя нужный и заранее просчитанный побуди ...
Методы обучения
Метод
– это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Прием
– это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода, это конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации методов обучения
Существуют два уровн ...