Психологические «пространства» профессионального самоопределения личностиСтраница 2
«Психологическое настоящее существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание-то есть ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (то есть реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)». [13]
Прошлое, существующее как «опыт», по вертикали (в ценностно-смысловой) плоскости представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) – опытом в его традиционном понимании.
Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости – конкретным планированием своей жизни во времени, то есть жизненными и профессиональными планами. На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы самоопределения личности:
ü гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);
ü стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);
ü беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидания благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);
ü бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»);
ü негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее, ощущение безнадежности);
ü защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);
ü фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);
ü прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);
ü гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);
ü зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
ü пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);
ü бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний). [13]
Психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленными в сознании данного человека), так и объективными, общепринятыми (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Цель профессионального самоопределения в соотнесение субъективных пространств, выделяемых и желаемых самим человеком, и реально существующих пространств профессиональных выборов, которые человек поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).
Какого человека можно называть личностью?
Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью…Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающ ...
Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда
Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьир ...
Взаимосвязь форм мышления ребёнка
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышл ...
