RSS Feed

Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Исследование профессионального типа личности школьников 9 класса
Страница 1

Психологические материалы » Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте » Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Исследование профессионального типа личности школьников 9 класса

Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить предпочтительный выбор одной из пары профессии, которая для них более привлекательна, и отметить свой выбор в регистрационном бланке. Данные, полученные в ходе исследования, отражены в таблице 2.

Как видно из Рис. 1. (см. Приложение 5) при выявлении профессионального типа личности у учащихся 9 класса явного доминирования какой-либо из шкал не обнаружено. Тем не менее, самые высокие показатели были получены по шкале «Предприимчивый тип» (164), это свидетельствует о том, что группа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Для них наибольшее значение имеют руководящие роли, в которых видят удовлетворение своих потребностей быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Скорей всего, группа не приветствует занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Они более предпочитают неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, агрессивны, предприимчивы.

При анализе количественных показателей видно, что в иерархии шкал второе место занимает шкала «Социальный тип» (156). Таким образом, ставить перед собой цели и задачи, которые позволяют устанавливать контакт с окружающей средой уходят на второй план. В меньшей степени обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Такие черты характера как: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека становятся менее важными. Не заинтересованы в таких занятиях как обучение и лечение. Зависимости от группы и мнения окружающих испытывают в меньшей степени.

Третье место отводится конвенциальному типу (149), которое характеризуется тем, что предпочтение отдается четко структурированной деятельности: потребность, чтобы ими руководили. А значит в данной группе учащиеся не придерживаются традиционных обычаев и взглядов, подход к проблеме не носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность более присущи группе, нежели ригидность, консерватизм и зависимость. Нет предпочтений в выборе профессий, связанных с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Учитывая, что люди этого типа слабые организаторы и руководители, можно сказать, что решения в группе не зависят от мнения людей и окружающих.

Следующим, по убыванию является «Артистичный тип» (143), которому присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость – в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я». Учитывая, занимаемое место данного типа направленности, можно говорить о слабой развитости этих характеристик.

На пятом месте «Интеллектуальный тип» (121). Группа не ориентирована на труд, менее рациональна. Не нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Нет предпочтений в выборе таких научных профессий как: ботаник, астроном, физик и т.п.

Страницы: 1 2


Сравнительный анализ профессиональных типов личности в двух группах
Для начала мы подсчитываем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой шкале. Это необходимо для выявления «типичных» знаков изменения оценок. Значения знаков шкалы указаны в Таблице 10 – 15. Данные полученные в ходе сравнительного анализа приведены в Таблице 8. Из таблицы видно, что наиболее типичными являются ...

Анализ проблемы изучения индивидуальности в психологии. Понятие индивидуальности в психологии
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраже ...

Прошлое конституциональной психологии
Теории, предполагающие связь между внешностью и поведением, на много веков опережают рождение академической психологии. Удивительно не только то, что они возникают в глубоком прошлом, но то, что многие положения замечательно согласуются с ныне популярными. Человек, которому приписывают первые работы в этой области, - Гиппократ, предложи ...