RSS Feed

Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Исследование профессионального типа личности школьников 9 класса
Страница 1

Психологические материалы » Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте » Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Исследование профессионального типа личности школьников 9 класса

Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить предпочтительный выбор одной из пары профессии, которая для них более привлекательна, и отметить свой выбор в регистрационном бланке. Данные, полученные в ходе исследования, отражены в таблице 2.

Как видно из Рис. 1. (см. Приложение 5) при выявлении профессионального типа личности у учащихся 9 класса явного доминирования какой-либо из шкал не обнаружено. Тем не менее, самые высокие показатели были получены по шкале «Предприимчивый тип» (164), это свидетельствует о том, что группа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Для них наибольшее значение имеют руководящие роли, в которых видят удовлетворение своих потребностей быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Скорей всего, группа не приветствует занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Они более предпочитают неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, агрессивны, предприимчивы.

При анализе количественных показателей видно, что в иерархии шкал второе место занимает шкала «Социальный тип» (156). Таким образом, ставить перед собой цели и задачи, которые позволяют устанавливать контакт с окружающей средой уходят на второй план. В меньшей степени обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Такие черты характера как: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека становятся менее важными. Не заинтересованы в таких занятиях как обучение и лечение. Зависимости от группы и мнения окружающих испытывают в меньшей степени.

Третье место отводится конвенциальному типу (149), которое характеризуется тем, что предпочтение отдается четко структурированной деятельности: потребность, чтобы ими руководили. А значит в данной группе учащиеся не придерживаются традиционных обычаев и взглядов, подход к проблеме не носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность более присущи группе, нежели ригидность, консерватизм и зависимость. Нет предпочтений в выборе профессий, связанных с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Учитывая, что люди этого типа слабые организаторы и руководители, можно сказать, что решения в группе не зависят от мнения людей и окружающих.

Следующим, по убыванию является «Артистичный тип» (143), которому присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость – в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я». Учитывая, занимаемое место данного типа направленности, можно говорить о слабой развитости этих характеристик.

На пятом месте «Интеллектуальный тип» (121). Группа не ориентирована на труд, менее рациональна. Не нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Нет предпочтений в выборе таких научных профессий как: ботаник, астроном, физик и т.п.

Страницы: 1 2


Дежавю и жамэвю
Слово "дежавю" (в переводе с французского "уже виденное") в последнее время стало модным. Между тем в психиатрии так называют одно из расстройств памяти - так называемое "ложное узнавание". "Дежавю" как художественный прием было использовано в культовом фильме "Матрица", там оно объясня ...

Введение.
В последнее время приходится наблюдать значительные изменения в содержании деятельности психолога в России. Минули те времена, когда под работой психолога обычно принимался гипноз, а интерес к другим методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности. Прошло время безоглядного импорта психол ...

Мужской образ в рекламе
В настоящее время, менталитет мужчин в большинстве таков, что они не готовы ассоциировать себя с женственным мужским образом. Поэтому, особенно в товарах массового потребления: дезодоранты, пены и лосьоны для бритья, используется общепринятый образ «настоящего» мужчины – защитник, сильный и мужественный. Если же пытаться найти зависимо ...