Роль ведущего канала восприятия в деловом партнерстве. Эффекты
восприятия в управленческой деятельностиСтраница 2
Исследованиями доказано, что походка соискателя на должность, его манера говорить, одеваться, выражение его лица оказывают сильное воздействие на оценку интервьюером его качеств. Особенно важна при этом внешность. Опрятные и симпатичные кандидаты имеют больше шансов получить работу, чем неряшливые и непривлекательные. [11; 272] Здесь срабатывает эффект привлекательности. Красивого человека всегда переоценивают по каким-либо другим параметрам. Ведь для людей играет роль тот стереотип, что все красивое – это хорошо. Но это не правильно. Ведь для грамотного руководителя важно не то, насколько красив его подчиненный, а насколько он грамотен и квалифицирован.
Для того чтобы ослабить влияние первого впечатления, руководитель должен [11; 273]:
Во-первых, избегать первоначальных суждений. Он должен постараться сохранять нейтральное отношение, когда встречается с кем-либо впервые. Чем больше времени пройдет с момента встречи до момента формирования окончательной оценки, тем лучше он узнает человека, и тем более объективной будет оценка.
Во-вторых, руководителю необходимо попытаться получить и проанализировать информацию, которая не будет согласовываться со сложившимся у него мнением. Любое первоначальное впечатление он должен рассматривать как рабочую гипотезу, которая нуждается в постоянной проверке.
Эффект новизны, в отличие от предыдущего относится не к восприятию незнакомого человека, а к восприятию уже знакомого. Он состоит в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается субъективно наиболее значимой. Это относится не только к информации о внешних признаках субъекта, но и к его, например, речевому поведению. Поэтому любую беседу следует заканчивать какой-нибудь эффектной фразой. Поскольку именно она лучше всего запечатлится собеседником и более всего повлияет на его мнение и поведение. Примером может служить проведение собрания. Руководитель обсуждает серьезные вопросы, которые нужно решить в организации. Но под конец своего выступления руководитель сообщает, что десять человек смогут поехать на стажировку за границу, тем самым, в последней информации заинтересуются многие сотрудники, что позволит быстрым путем решить все проблемы в организации. А самые исполнительные и инициативные люди смогут поехать на стажировку за границу. Руководитель тем самым сумел замотивировать своих работников.
При эффекте проекции присутствует такой момент, как, например, работодатель может приписать кандидату на рабочее место, свои достоинства или недостатки, то есть он будет выявлять в людях те черты, которые наиболее ярко выражены у него самого. Этот эффект не уместен при установлении делового партнерства, так как это будет не правильно. Ведь если работодатель будет приписывать работнику свои недостатки, то из-за этого может пострадать работник, тем, что его уволят.
Эффект стереотипизации – это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.
С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.
Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждений. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается отрицательным отношением. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. [12; 249-250] Примером может служить принадлежность человека к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все учителя – назидательны; все бухгалтера – педанты и т.д.). Здесь проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Факторные модели интеллекта
Предложенные классификации интеллекта являются субстанциональными, т.е. в большей степени теоретическими. Если же придерживаться направления, "что любые психологические конструкты, описывающие психологическое свойство, процесс, состояние, имеют смысл лишь в сочетании с описанием процедуры исследования, диагностики, измерения поведе ...
Дифференциация лидерских ролей
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:
- роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;
- роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентиров ...
Методы выявления акцентуаций
Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включа ...
