RSS Feed

Роль ведущего канала восприятия в деловом партнерстве. Эффекты восприятия в управленческой деятельности
Страница 1

Психологические материалы » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Роль ведущего канала восприятия в деловом партнерстве. Эффекты восприятия в управленческой деятельности

«Восприятие человека человеком в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми». [2; 53]

Процессы межличностного восприятия являются необходимым условием любой совместной, в том числе и управленческой, деятельности. Существует довольно сложная нелинейная зависимость между точностью социальной перцепции и эффективностью групповой деятельности. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия, потому, что они включены в процесс взаимодействия, имеющий две стороны: оценивание друг друга и изменение характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

Для повышения успешности прогноза межличностного восприятия можно принимать в расчет ряд эффектов, возникающих при восприятии людьми друг друга.

Эффект первого впечатления (установки) - играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Например, Алексей, который успешно прошел собеседование, принимается на работу в крупную компанию. Сотрудники очень сплоченные, присутствует благоприятный психологический климат коллектива, но все сотрудники «боятся» своего начальника, потому, что в управлении данной компанией он использует авторитарный стиль общения. Алексею было поручено проанализировать рентабельность предприятия и предоставить отчет о результатах через две недели. Коллеги заранее предупредили, что начальник ко всему относиться довольно критично и каким бы не был представленный отчет, хорошо или плохо составленный, с первого раза он его не примет. Таким образом, у Алексея заранее сформировывается представление о том, что его отчет будет сделан неправильно, тем самым накапливается неуверенность в правильности выполнения своей работы.

Эффект ореола (галоэффект). Его сущность заключается в том, что общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Например, человек, побывавший в заключении, испытывает многие трудности при трудоустройстве в какую – либо организацию, так как работодатель, зная о его положении, формирует неблагоприятное мнение об этом человеке тем самым переносит это мнение на неизвестные черты этого человека. Работодатель думает, что если человек отсидел в тюрьме, то он будет являться плохим работником. Этот образ, человека побывавшего в тюрьме, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия.

Эффект первичности или первого впечатления состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой, поступившей позже информации. В основе этого эффекта лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценивания. Например, Сергей устраивается на работу. Но перед этим он проходит собеседование. Еще до начала собеседования, т.е. в тот короткий промежуток времени, когда Сергей входит в комнату для собеседований, оценивается его манера здороваться и вести предварительную беседу. Сергей производит хорошее впечатление, показывает резюме, в котором также содержаться все его грамоты об участии в общественной жизни организации, положительные рекомендации с прежнего места работы. Конечно все эти критерии, говорят о Сергее как о квалифицированном специалисте, отлично выполняющим свою работу. Но все же это всего лишь первое впечатление, которое формирует у себя работодатель.

На основе первоначального восприятия формируется ход интервью. Если первое впечатление положительное, интервьюеры беседуют с кандидатом в благожелательном тоне и задают ему менее провокационные вопросы.

Страницы: 1 2 3


Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики.
Общая характеристика: 1)Ориентация поведения по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым. 2)Выраженный активный поиск положительных раздражителей, т. е. выражено положительное таксисное поведение. 3)Ригидные, “запрограммированные” элементы преобладают, но при этом есть и накопление индивидуального опыта (только в оп ...

Исследование типа профессиональной направленности у школьников 9 класса
Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить выбор утверждения (из трех вариантов) которое для него является наиболее значимым, затем вписать букву (А, В или С), соответствующую выбору, в бланк для ответов в рубрике «Больше всего». После, из оставшихся ответов, необход ...

Эрих Фромм
Никто не может сделать человека таким, каким он хочет быть. Каждый становится профессионалом настолько, насколько он сам сделал себя профессионалом. Более 100 лет назад вывели простую и запоминающуюся формулу: каждый человек на 1/3 то, что дали ему родители, на 1/3 – то, что сделали с ним люди, с которыми он много общался, отдыхал, учил ...