Развитие способностейСтраница 2
5) высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
Задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Задатки - это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены.
Способности и задатки. Наследственное и приобретенное.
Взаимосвязь задатков со способностями в различных подходах:
Диагностико-коррекционный: способности - проявление задатков, способности проявляются в определенной деятельности.
Личностный: способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Способности представляют собой процесс перехода от задатков к результатам.
Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения,
и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.
Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Качественный уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности.
Талантом называют такую совокупность С., которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимися в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Гений часто универсален.
В качестве примера можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.
Наиболее убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества. Но этот показатель при всей его очевидности не дает возможности распознать способности человека в процессе их становления.
Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом.
О гениальности говорят, когда творческие достижения человека касаются не одной профессии, а составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Право называться гением за всю пятитысячную историю цивилизации получили не более 400 человек. Гении всегда интересовали людей, но научно достоверного о них написано мало.
Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток ее объяснения. Но до сего дня исследователи не пришли к единому мнению.
Некоторые относят гениев к своего рода медиумам, с чьей помощью некое высшее существо, космический разум сообщает нам результаты своих неповторимых размышлений. Великие открытия как в искусстве, так и в науке словно озаряют гениев, возникают неизвестно откуда.
Следующая точка зрения исходит от Шопенгауэра: "Всякий ребенок в известной мере есть гений и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих прежде всего обнаруживается в наивности и возвышенной простоте".
Доказательством, по мнению Шопенгауэра, могут служить детские рисунки и детское словотворчество. Многие утверждают, что гениальность передается по наследству, накапливаясь из поколения в поколение.
Существует теория патологичности гения - когда гениальность считают своеобразным расстройством психики.
Французский ученый XVIII в., философ Гельвеции считал, что талант и его высшая форма - гениальность - не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе.