Особенности психодиагностики дошкольниковСтраница 1
Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические методики.
Психодиагностические методики – это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе.
Под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей.
В настоящее время в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом:
1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2.Опросные психодиагностические методы.
3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ деятельности и поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
4.Экспериментальные методы психодиагностики.
Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
В раннем возрасте психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов. Используются наблюдения в естественных и экспериментальных условиях.
Выбор методического арсенала психологического обследования во многом зависит от «возможностей» обследуемого, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так до 3-4 лет психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов в узком смысле слова, основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментальных (моделируемых) ситуациях. Надежность данной психометрии определяется адекватностью параметров поведенческих реакций ребенка, выбранных в качестве критериев показателей психического развития, и точностью, объективностью оценок этих параметров «наблюдателем» (экспертом).
Наблюдения включают два основных объекта - детей и среду, в которой дети находятся, - и преследуют следующие цели:
- получить информацию о развитии каждого ребенка;
- понять темперамент каждого ребенка;
- понять взаимодействие детей как группы и восприятие отдельными детьми друг друга внутри группы;
- оценить, в какой степени воспитатели и среда соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребенка.
Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает за координацией движений, состоянием моторики.
Понятие и причины неврозов
Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах. По существу это патологическая, чаще всего избирательная, реакция личности на нарушения в микросоциально-психологических отношениях с окружающими людьми [5].
К неврозам относятся толь ...
Деловой этикет
Деловая беседа является самой распространенной формой делового общения. Проведение деловой беседы – это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении словом, того, насколько мы владеем ку ...
Переходим к анализу и обсуждению полученных результатов
Мы проанализировали результаты и ответы испытуемых на контрольные вопросы по 5 субшкалам, суммируя соответствующие пункты опросника по таблице №5 и обсуждая результаты по таблице№6.
1)Проанализировав результаты испытуемых по субшкале Отчуждение от общества
, мы подразделили наших испытуемых на 3 группы.
А) Ирана и Таня
У данных испыт ...