RSS Feed

Особенности психодиагностики дошкольников
Страница 2

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка проводится специальное обследование с помощью игрушек. Например:

Доска Сегена №1. Предлагается детям с трех лет, представляет собой доску с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры.

Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Устанавливаются способности объединять предметы по общему признаку (простейшее обобщение), фигуры могут быть использованы для проверки счета, построения по образцу.

Матрешки. Ребенку предлагается разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание инструкции, разумность действий, учет размеров матрешки.

«Мисочки». Выявляется уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуется наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.

Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.

Рекомендованный игровой материал является примерным образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным. Порядок предъявления заданий предусматривает чередование легких и трудных заданий.

Этапы психодиагностики дошкольников.

1. Подготовительный этап:

- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации (карты развития ребенка) и беседы с медицинским работником;

- составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

- составление педагогического анализа (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и сотрудниками, взаимодействующих с ребенком;

- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями.

2. Адаптационный этап:

- знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

- тестирование или другой метод диагностики.

4. Интерпретационный этап:

- составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5. Заключительный этап:

- констатацию результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Правила психодиагностики дошкольников.

1. Использовать не менее 10-15 методик.

2. Подбирать методики в соответствии с его возрастом.

3. Строго следовать инструкции.

4. Не изменять стимульный материал.

5. Заинтересовать ребенка, не пытаться работать с ним через силу.

6. Наблюдать за ребенком во время обследования (реакция его на ситуацию обследования, его активность, интерес, степень расторможенности, напряженности, страхи, тревогу).

7. Чередовать методики (изучение памяти следует за анализом мышления, а изучение восприятия - за исследованием воображения. Начинать с рисуночных тестов. Методики на изучение личности давать в конце, когда установлен полный контакт с ребенком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Понятие модели. Типы моделей.
Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Все модели можно разделить на два типа: материальные модели и идеальные (мысленные, воображаемые) модели. ...

Структура телосложения
Одна из привлекательных сторон теории Шелдона - в ее простоте и обстоятельности. В отличие от многих теорий личности, которые оставляют неограниченное количество "незаполненных чеков", которые могут быть заполнены для создания запутанных поведенческих уравнений, Шелдон определяет ограниченное количество переменных, относящихся ...

Сила ладони
Люди редко обращают внимание на положение ладони в момент указания направления, во время команды и при рукопожатии. Однако эти жесты являются одними из наиболее выразительных. Положение ладони в таких случаях может наделить человека силой и авторитетом. Существует три основных командных жеста ладонью: ладонь вверх, ладонь вниз и ладонь ...