Особенности психодиагностики дошкольниковСтраница 4
Психодиагностическое исследование
Цели психодиагностического исследования: изучение тревожности дошкольников и особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Задачи: 1. Определить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. 2.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей. 3. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. 4. Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Для исследования применялись следующие методы:
- рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи”;
- методика «Выбери нужное лицо»;
- тестирование родителей: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин);
- анкета для родителей
Исследование проводилось на базе МДОУ № 81 г. Краснодар. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.
Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка) и выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 3 семей (30%).
История проблемы изучения индивидуальности в психологии. История
изучения индивидуальности в зарубежной психологии
Интерес к проблеме индивидуальных различий прослеживается уже в работах древнегреческих и древнеримских философов и врачей (Гиппократа, Феофраста, Галена). Исследователей того времени интересовал, главным образом, вопрос взаимосвязи психики и анатомо-биологических особенностей человека. Практически до второй половины XIX века идеи об ин ...
Постоянство соматотипа
Один из пунктов расхождения между здравым смыслом и обобщениями теоретика - отношение к тому, насколько описание или классификация, основанная на объективных измерениях телосложения, константны. Обычные измерения, связанные с возрастом или диетой, большинству людей представляются свидетельствами изменчивости соматотипов. Однако Шелдон в ...
Сознательное
Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени.
Сознательное понимание ограничивается: а) стимулами из внешнего мира; и б) собы ...