RSS Feed

Особенности психодиагностики дошкольников
Страница 4

Психодиагностическое исследование

Цели психодиагностического исследования: изучение тревожности дошкольников и особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Задачи: 1. Определить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. 2.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей. 3. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. 4. Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Для исследования применялись следующие методы:

- рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи”;

- методика «Выбери нужное лицо»;

- тестирование родителей: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин);

- анкета для родителей

Исследование проводилось на базе МДОУ № 81 г. Краснодар. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.

Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка) и выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 3 семей (30%).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ, МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни люд ...

Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии
Мы уже писали о видах внутриличностных конфликтов, описанных в литературе, там же упомянули о причинах, их порождающих. Обычно это дисгармония между желаемым и действительным, между разными ценностями, мотивами, когнициям, социальными ролями субъекта, так же немаловажным фактором являются физические и психические заболевания. Однако ва ...

Теории способностей
В психологии выделяется три концепции способностей: А) теория наследственности способностей, Б) теория приобретенных способностей, В) приобретенное и природное в способностях. 1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их прояв ...