«Лист информации» для родителейСтраница 2
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего и среднего дошкольного возраста, игры отличаются разнообразием тематики, правил. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших и средних дошкольников, заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Т.е. ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью (камешек – это хлеб, палочка – человечек). Кроме того, он может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, изменяются содержательная сторона интеллекта и другие человеческие способности.
В игре ребенок ориентируется на свойства предметов-заместителей. После того, как ребенок дает свое название предмету, он начинает действовать с ним в соответствии с его новым названием. Если палка превратилась в ружье, то из него стреляют, если в коня, - на нем скачут.
Вхождение в игровую ситуацию является условием различных форм умственной деятельности ребенка. Он учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т.д. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями. Выбранная вещь выступает как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумевающемся предмете и как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы, постепенно ребенок переходит к внутренним умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.
Ролевая игра – это своеобразная форма приобщения ребенка к жизни. В игре малышу впервые открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Последовательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих детей. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимает самосознание ребенка, формирует самостоятельность, способность к сопереживанию, способность следовать за группой.
Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. Впервые появляется лидерство, у детей развиваются организаторские умения и навыки. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательными моментами для детей становятся выигрыш и успех. Именно в таких играх формируется и закрепляется у детей мотивация достижения успеха.
В игре дети с большой легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей. Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому-либо их сверстников. Игра становится уже предлогом для активного общения. Действовать совместно с другим ребенком не так-то просто без социальных навыков общения. Чтобы наладить отношения и не потерять расположения сверстника, ребенок ищет путь к взаимопониманию. Некоторое «легкомыслие» в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие отношения. Заводя новые и новые приятельские отношения, ребенок открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе знакомых сверстников.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить – выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Выводы
Возрастание роли самостоятельной учебной деятельности студентов в получении высшего профессионального образования - устойчивая тенденция, характерная для всех высших учебных заведений. Значительный багаж знаний, навыков и умений, способность анализировать, осмысливать и оценивать современные события, факты, решать профессиональные задач ...
Воля и волевые прцессы
Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии ...
Теоретический аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи в
настоящее время. Психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Недоразвитие речи – это отставание в формировании каких-либо сторон речевой функциональной системы. Особенностями речевого недоразвития занимались многие ученые, такие как Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева [23], Г.В. Чиркина [23], ...