RSS Feed

Личность и коллектив
Страница 1

Взаимоотношения личности и коллектива делятся на два аспекта: влияния коллектива на личность и влияния личности на коллектив.

Влияние коллектива на личность.

По отношению к личности коллектив выполняет следующие функции:

1)приобщает ее к идейным, моральным и эстетическим ценностям;

2)выполняет воспитательную и корректирующую функции.

В связи с проблемой коллективного влияния следует различать конформность и внушаемость. Конформность

— подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость

— непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Различают:

а) внутреннюю личную конформность — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение даже при отсутствии группы;

б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души — (внешняя, публичная конформность).

Под влиянием каких факторов человек уступает группе?

1. Прежде всего влияют характеристики самого человека:

в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин.

2. Влияет и размер группы. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации.

Нонконформизм

выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — это родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям группы на личность, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение

— избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответствуют ли они целям и задачам содержания деятельности группы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Влияние личности на коллектив.

Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.

Авторитет –

общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям действительности.

Страницы: 1 2


Беседа 1
30 мая 1999 года. Клиент: Т. Пол женский, 21 год. Т : Мне страшно доверять людям. Я боюсь поверить кому-то, а потом ошибиться и расплачиваться за свои ошибки… С:Где в теле ты чувствуешь этот страх? Т:В сердце. С:На что он похож? Т:Это черный комочек, а в нём игла. С:Как ты относишься к нему? Т:Он неприятен мне. С:А что игла де ...

Концепции управляемости и классификации конфликтов
За время существования и смены различных парадигм управления не было сказано окончательное слово и по поводу оценки роли конфликта в организации в целом. Механистическая традиция в теории организации и управления основывалась на том, что конфликт между человеком и организацией - это аномалия, могущая быть предотвращенной или преодоленно ...

Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); 3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей; 4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных измене ...